
9 декабря в Администрации Тюменского муниципального района состоялся семинар-практикум на тему «Малый семейный бизнес на селе», организованный Центром поддержки предпринимательства Фонда «Инвестиционное агентство Тюменской области».
В семинаре приняли участие представители малого и среднего предпринимательства различных муниципальных образований области, занимающиеся сельским предпринимательством, а также представители сельских администраций.
Оксана Заиченко, директор сети центров международного бизнес-консультирования и деловых контактов «БИЗНЕС МАЭСТРО» (г. Новосибирск) рассказала участникам об основных каналах вывода фермерской продукции на рынки, особенностях малого семейного бизнеса на селе. Была отмечена важность кооперации малого сельского бизнеса в современных условиях, так как именно кооперация позволяет снизить часть производственных издержек, а также расходы на логистику и сбыт. Участники семинара обсудили несколько примеров успешно реализованных проектов по продвижению сельской продукции через интернет-ресурсы.
Артем Волков, основатель сети магазинов фермерских продуктов «КАЛИНА-МАЛИНА» (г. Кемерово) поделился с участниками собственным опытом организации сбытовой сети фермерских продуктов через розничные магазины и интернет, благодаря которой продукция успешно продается на рынке, несмотря на конкуренцию с торговыми сетями.
По словам Артема Волкова, на сегодня в России есть спрос на качественную экологически чистую сельскохозяйственную продукцию, и при правильной организации сервиса фермерский бизнес может быть прибыльным. Для привлечения новых клиентов и расширения ассортимента в магазинах проводятся постоянные дегустации, чтобы покупатель мог оценить качество и вкус продукта. «Когда решили поставить сервис в магазинах на новый уровень, все руководители проекта сами встали за прилавок лицом к покупателю. И это дало свой результат», - говорит Волков.
В последнее время проект «КАЛИНА-МАЛИНА» называют социальным проектом. Артем Волков объясняет это тем, что проект дает возможность фермерам продавать свою продукцию по выгодной цене и наладить постоянный сбыт, что позволяет сконцентрировать ресурсы на производстве качественной продукции.
Также в видеообращении к участникам семинара о своем опыте развития сельского бизнеса рассказал Джастас Уокер, американский фермер, живущий на Алтае. По мнению Уокера, настоящий фермер должен объединять в себе целый набор знаний и умений: от правильной организации своего хозяйства, до сбытовой политики, логистики и позиционирования своего товара. Он также подчеркнул важность кооперации между мелкими производителями сельскохозяйственной продукции с целью распределения издержек на ремонт техники, транспортировку товара и т.д. При этом общение с потребителями фермерской продукции должно быть персонифицированным, чтобы выработать лояльность и положительное отношение к производителю продукции. В будущем, говорит Уокер, это позволяет естественным образом расширять ассортимент продукции, используя ту же самую целевую аудиторию, а значит и увеличивать прибыльность бизнеса.